Поиск c металлоискателем в России ведет свою историю с далекого 1979 года, когда основатель компании Родонит Лев Булгак
привез из командировки в США первый металлодетектор.

Санкт-Петербург
Катушки
для металлоискателей

Помогаем выбрать лучшее.
Металлоискатели
для золота
самородного,
на пляже и пр.
Подводные
металлоискатели
подводный
металлоискатель
открывает
возможности
поиска на глубине
от 3 до 60 метров
Глубинные
металлоискатели
глубинный
металлоискатель
позволяет вести
поиск на глубине
до 6 метров
Арочные
металлоискатели
установка
в любом городе
России
Ручные
металлоискатели
государственная
сертификация
Археологический журнал «Родная старина» / № 01 – 2007

Перекресток времен
Дмитрий Шиткин



Персонажи и учреждения, упомянутые в этом
произведении, являются вымышленными.
Любое сходство с реальными людьми и организациями
либо с подлинными событиями не входило
в намерение автора и носит случайный характер.
Б. Акунин. "Алтын толобас"


Есть такие места в Московской области, которые иначе как перекрестком времен и не назовешь. В принципе, Московская область не обделена местами с богатой историей, но это место, на мой взгляд, выделяется среди прочих.
Речь пойдет о селе Рождествено в бывшем Никитском уезде Московской губернии; теперь оно относится к Раменскому району.
Места эти были населены еще в древнерусское время. На противоположном от села берегу реки, в глубине небольшого леса находится группа из трех курганов, раскопанных еще в конце 19 в. В 1940-х-1980-х гг. курганы были описаны С.К. Богоявленским, Г.М. Коняшиным и Р.Л. Розенфельдом. Как следует из "Археологической карты России", из них происходят гривна, сплетенная из посеребренной проволоки, семилопастные кольца и перстень, хранящиеся сейчас в фондах Раменского краеведческого музея.
Сама земля, на которой появилось село, была пожалована в конце 17 в. воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому. Благодаря книге и кинофильму "Россия молодая" образ воеводы Прозоровского воспринимается сейчас, мягко говоря, неоднозначно, однако не стоит забывать, что это все-таки художественные произведения. Понятно, что к победе над шведами на Северной Двине, когда были захвачены два вражеских корабля, причастны в первую очередь "птенцы гнезда Петрова", но командование в Архангельске, как и до этого в Азове, осуществлял все-таки Прозоровский.
Как следует из документов, пустошь Деревягина, принадлежавшая ранее Приказу Тайных дел, была передана Прозоровскому взамен взятых у него в казну земель на севере, видимо, в окрестностях Архангельска. Князь-воевода переселяет на эти земли своих крестьян, ставит двор и мельницу. Таким образом, время основания села определяется достаточно точно - 1680-1686 гг.
В 1686 г. он получает дозволение на строительство храма и возводит каменную церковь Рождества Божией Матери, от которой происходит название села. Следующий владелец села, сенатор, князь Алексей Дмитриевич Голицын, в 1766 г. пристраивает к церкви северный придел, освященный в честь великомученицы Варвары, видимо, в память об одной из своих дочерей, носившей то же имя. Стоит отметить, что при перестройке церкви на ее крышу была уложена керамическая поливная (муравленая) черепица, что совсем не характерно для построек 18 в.
Развалины, точнее сказать, руины этой церкви сейчас можно видеть на противоположном берегу реки. Руины заботливо украшены кривой фанерной табличкой "Памятник архитектуры. Охраняется государством", что совершенно справедливо, учитывая, что каменных строений 17 столетия в Московской области не так уж и много, но охранять их все же нужно как-то иначе.
Буквально в паре километров от церкви Рождества находится другое примечательное место - Георгиевский погост. В позапрошлом году на предполагаемом месте погоста был установлен памятный крест. Правда, место для него выбрано не совсем точно: на месте креста когда-то стояла уничтоженная в 20 веке часовня. Сейчас территория погоста практически полностью занята современным кладбищем и завалена продуктами жизнедеятельности отдыхающих - место это красивое и у воды.
Нельзя не отметить и Шубинскую дорогу, известную еще со времен Дмитрия Донского. Она проходила буквально в 100 м от окраины Рождествено, а само село выходило красной линией на другую историческую магистраль - дорогу в село Константиново, известное еще из духовных грамот Ивана Калиты. У села Рождествено эти дороги сливались, и в направлении села Шубина, по имени которого дорога и получила название, шли уже вместе.
Вот, собственно, краткая историческая справка об описываемом месте. Можно отметить еще, что в конце 19 в. в километре от села в песке крестьянами деревни Новлянское был откопан полный скелет шерстистого носорога, что еще более расширяет исторические горизонты этого кусочка Московской области.
Само село, точнее, его остатки, обнаружились совершенно случайно. По забывчивости не выключенный прибор по дороге к машине дал четкий монетный сигнал на проселочной колее, по которой мы проезжали десятки раз. На свет появилась денга 18 в. Беглый осмотр поля вокруг находки явил горсть белоглиняной керамики. Остальное, как говорил персонаж Анатолия Папанова в известном фильме, было "делом техники".
На карте Военно-топографического депо, возглавляемого генерал-лейтенантом Федором Федоровичем Шубертом, село Рождествено не отображено, видимо, по причине того, что оно прекратило существование в промежутке между 1778 и 1860 гг. Условно можно предположить, что руку к этому приложили французы. По крайней мере, известно, что они "отметились" в церкви Рождества, использовав ее традиционным для них способом - под временную конюшню.
На период открытия нами остатков села планы межевания еще были не так распространены в народных массах, как сейчас, и В.С. Кусов еще не выпустил из бутылки джина в лице своего нетленного труда "Земли Московской губернии в XVIII веке". В связи с этим село лежало себе спокойно под пашней, не привлекая внимания поисковиков, влекомых, подобно осам к блюдцу с вареньем, только двумя близлежащими погостами. К слову сказать, один из них, конкретно "Рождественский", погостом в полном смысле этого слова не является. Этот топоним, по-видимому, зародился в середине 19 в. и впервые появился на карте Военно-топографического депо применительно к церкви Рождества. Насколько я знаю, ни на одном из двух погостов до сих пор никем не было найдено ничего заслуживающего внимания, и подозреваю, что и не найдется.
Один из них - совсем не погост, а второй, несмотря на достаточно характерный холм на местности, располагался не совсем там, где сейчас установлен памятный крест, а чуть в стороне, и сейчас частично затоплен, а частично (традиционно) занят современным кладбищем.
Вот, кстати, тоже традиция, совершенно чуждая историческому и духовному предназначению места. Ну, не хоронили до конца 19 в. мирян на погостах: это уже в современной интерпретации слова "погост" и "кладбище" стали синонимами. Лично у меня вызывает доверие теория А.Б. Мазурова, приведенная в его статье "К истории управления Московскими землями в 14-15 вв.". Согласно А.Б. Мазурову, изначально понятие "стан", "погост" обозначало место обычной стоянки феодала "со товарищи" в процессе объезда подведомственной территории на предмет сбора налогов с населения. Места стоянок выбирались, скорее всего, приметные, возможно, уходящие корнями в языческую еще культуру. В дальнейшем на таком "погосте" появлялась церковь, часовня или поклонный крест, капищная языческая составляющая полностью стиралась в сознании местного люда, но память о том, что это место особенное, сохранялась веками, если не тысячелетиями.
Но я отвлекся. Вернемся к селу Рождествено.
В силу достаточно позднего зарождения села на его территории за почти четырехлетнюю историю поисков не было найдено ничего "выдающегося". Ну, разве что можно упомянуть медную нательную иконку с великомучеником Никитой Бесогоном, которая явно не моложе 16 в. И относительно недавно там была найдена "удельная чешуйка", которую практически со стопроцентной вероятностью можно отнести в дорожным потерям. Но что касается находок 18 в., здесь было раздолье! Распаханный кладик денег с полушками 1731-1751 гг. (за все годы было собрано более сотни монеток, хоть и ординарных, зато много), разные поздние крестики, пуговки-гирьки на пару сарафанов, крестьянские колечки, перстеньки и т.п. В любой момент, когда "не задалось" в других местах, по дороге домой всегда можно было заскочить сюда на полчасика, собрать 5-10 монеток и потом уже ехать домой с чувством "глубокого удовлетворения" и исполненного долга - все-таки, не в холостую прогулялся. Именно за эту особенность место получило новое имя собственное - "Магазин".
Традиционно сложилось, что мы с Сергеем обычно ставили машины на полянке у края поля, рядом с остатками мельничной плотины, переодевались, перекусывали на скорую руку, пили чай и шли за положенными и уже запрограммированными, но от этого не менее приятными находками.
Ситуация изменилась, когда Сергей однажды не выключил прибор, подходя к месту стоянки, и решил выпить чайку с прибором в одной руке и стаканчиком от термоса в другой. Прибор не замедлил откликнуться благодарностью за такое отношение и тут же нашел екатерининский пятак, которых до той поры на селе не находилось вовсе. Машины были отогнаны, вещи перенесены на "безопасное" расстояние, и полянка подверглась вдумчивому обследованию, результатом чего стали еще один пятак и россыпь все тех же денег с полушками, слегка разбавленных петровскими монетками и совершенно неуместной в данном сообществе здоровенной золотой серьгой. Судя по серьге, ее предыдущей хозяйкой была продавщица из ближайшего сельпо и по поводу своей потери она скорее всего перестала переживать уже лет 20-25 тому назад. Гипотетические обстоятельства потери серьги в этом уединенном месте я описывать, пожалуй, не стану…
Спустя довольно непродолжительное время, на третий-четвертый приезд, ручеек находок с полянки стал помаленьку иссякать. И зародилась мысль, что все самое интересное наверняка лежит немного глубже, чем "видят" наши приборы, и не худо бы снять грунт на лопатный штык. Неожиданно подкравшаяся зима несколько скорректировала наши планы, вскрытие было отложено до более благоприятных времен, которые не заставили себя ждать в конце следующей весны.
Вскрытие выявило локальный, но достаточно толстый слой пожарища, свидетельствующий о наличии в этом месте остатков некоего строения. Нашлось некоторое количество свиных костей, довольно много черепков белоглиняной керамики, килограмм кованых гвоздей и полный, большой и весомый ноль интересующих нас находок. Но, как известно, "пилите, Шура, пилите, она золотая!". "Пропил" был проведен еще на три лопатных штыка вглубь. И хотя подпол домика, заполненный сбережениями хозяина, так и не был обнаружен, на поверхность стали поступать не менее интересные вещи. А именно черепки определенно очень архаичной керамики.
Поскольку копание выявило достаточно нетривиальный археологический объект, рытье в глубь планеты было остановлено, шурф засыпан, а фрагменты керамики предъявлены для опознания доктору исторических наук А.К. Станюковичу, который подтвердил наши "самые худшие опасения": мы обнаружили новое, не известное археологам поселение дьяковской культуры раннего железного века. Причем, поселение, расположенное на притоке Москвы-реки "второго порядка", которых до того момента было известно всего ничего. Стало понятно, что раскопки на этом месте придется остановить…
Конечно, жаль, что подпол "дома мельника", наверняка заполненный под самый потолок несметными сокровищами, так и остался ненайденным, но ничего не поделаешь, найдем другой.
Итак, следуя концепции описания археологических объектов, принятой в выпусках "Археологической карты России", я попробую дать научное описание места.
Поселение Рождествено, р.ж.в., дьяковская культура. Ок. 1 км к С от д. Яковлевское, левый берег реки Жданки (правого притока реки Пахры, правого притока р. Москвы). Площадь предположительно около 400 кв. м, высота над поймой реки ок. 5 м, расположено на мысу коренного берега, выходящего в заболоченную пойму реки, с Ю стороны ограничено оврагом. Толщина культурного слоя (по понятным соображениям) не выявлялась. В предматериковой части культурного слоя в результате случайного шурфа найдены фрагменты лепных сосудов с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, которые предварительно можно датировать 8-5 вв. до н.э.
Остается только добавить, что через уже упомянутого А.К. Станюковича мы на протяжении двух лет пытались зазвать сюда одного известного московского археолога, специалиста по дьяковской культуре. Но наши усилия были тщетны: археологу постоянно было некогда.
В заключение я хотел бы еще раз напомнить уважаемым господам читателям, что процесс поиска не ограничивается методичным "откапыванием сигналов" в месте, определенном по исторической карте. Основная масса интересных объектов вообще не присутствует ни в одном источнике. Не забывайте, что почти все источники базируются на исторических и картографических данных не старше конца 17 в., а исключение составляют разве что духовные грамоты, но в них отражен лишь сам факт наличия, а не местоположение. Но до 17 в. любая местность имела, по самым осторожным прикидкам, не менее 1000 лет очень живой и многообразной истории, богатой на драматические события, которые "огнем и мечом" безвозвратно стирали села и деревни с лица земли. Где-то жизнь возобновлялась, где-то нет. Факт существования некоторых поселений, иногда даже их названия, народная память сохранила в местных топонимах, названиях урочищ. Но огромная масса древних сел, деревень, монастырей, погостов и т.п. все еще ждет на берегу речушки или оврага, на поляне в лесу или под пашней своего первооткрывателя. Удачного вам поиска!