Поиск c металлоискателем в России ведет свою историю с далекого 1979 года, когда основатель компании Родонит Лев Булгак
привез из командировки в США первый металлодетектор.

Санкт-Петербург
Катушки
для металлоискателей

Помогаем выбрать лучшее.
Металлоискатели
для золота
самородного,
на пляже и пр.
Подводные
металлоискатели
подводный
металлоискатель
открывает
возможности
поиска на глубине
от 3 до 60 метров
Глубинные
металлоискатели
глубинный
металлоискатель
позволяет вести
поиск на глубине
до 6 метров
Арочные
металлоискатели
установка
в любом городе
России
Ручные
металлоискатели
государственная
сертификация

И. О. Отступник "С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ТОПОГРАФИЮ?"

Разрушение древних культур


 

Разрушение древних культур и господство Католической Церкви в период раннего средневековья (5 – 14 веках) привели европейскую картографию к глубокому упадку. Реалистичное изображение местности на картах древнего мира уступило место антинаучным, религиозным представлениям о строении Земли и Вселенной. Господствующим видом картографических произведений в этот период становятся «монастырские карты», составлявшиеся богословами. Эти карты не отражали ранее достигнутого уровня географических знаний, а служили лишь иллюстрацией богословским сочинениям.

 

Примером таких средневековых карт может послужить карта мира из книги «Христианская топография» византийского купца Козьмы Индикоплова. На этой карте Земля – плоский прямоугольный остров, окруженный прямоугольным же океаном. Океан, вдаваясь в сушу, образует 4 моря: Римское, Персидское, Каспийское и Аравийское. В середине материка расположено Средиземное море. Справа, на Востоке, за океаном находится рай. Из рая вытекают 4 священные реки: Тигр, Нил, Ефрат и Ганг.

 

В противоположность Западной Европе, значительных успехов достигли в средние века география и картография в странах Арабского Востока. Арабские ученые взяли у греков идеи о шарообразности Земли, об окружающем  Землю океане и о размерах ойкумены.

 

Арабские географические произведения тех времен содержат много подробных, более реалистичных по форме и содержанию карт.

 

В период позднего Средневековья, с возникновением и ростом централизованных государств, потребность в географических картах, отвечающих практическим интересам общества, возникла вновь и в европейских странах. Карты были нужны для мореплавания, торговых связей, изучения новых земель и других нужд. Так, в начале 14 века получили широкое распространение морские навигационные карты – портоланы. На этих картах в основном изображались моря и прибрежные участки суши. На портоланах уже давался линейный масштаб, а для ориентирования по странам света на картах вычерчивались особые компасные сетки, делящие окружность на 28 румбов.

 

Огромное влияние на развитие картографии оказало изобретение книгопечатания в 15 веке, вслед за которым в практику вошло гравирование и печатание карт. До этого времени карты размножались рукописным путем.

 

В это же время была извлечена на свет и переведена на латинский язык «География» Птомелея. Первое печатное издание этой книги вышло в 1475 году, и затем получило широкое распространение во всех странах Европы.

 

Как известно, 15 и 16 века ознаменовались рядом дальних плаваний, приведших к Великим географическим открытиям.

 

Открытие и колонизация новых земель, расширение рынков сбыта создали благоприятные условия для развития торговли и промышленности в странах Европы. Всё это явилось стимулом бурного развития географии и картографии. В эти годы появляются карты мира и отдельных географических районов, на которых очертания Европы, Африки, Азии и восточного побережья Америки приобретают вид, близкий к изображению на современных картах.

 

В середине 16 века наряду с отдельными картами возникают географические атласы. В 1570 году был опубликован знаменитый атлас голландского картографа Авраама Ортелия «Зрелище шара земного», включающий 53 карты. Атлас Ортелия пришел на смену знаменитой, но уже устаревшей к тому времени «Географии» Птомелея.

 

Крупнейшим картографом того времени был голландский ученый Герхард Меркатор, который в 1596 году создал большую карту мира в равноугольной цилиндрической проекции и описал важное значение этой проекции для целей мореплавания. Как было указано выше, эта проекция используется для составления морских навигационных карт и поныне.

 

Меркатор издал капитальный атлас мира, содержащий ряд специальных карт и подробное их описание; карты отображались в  различных проекциях и отличались большой достоверностью и отличным оформлением.

 

Во 2-й половине 16 века и в начале 17 века были начаты крупномасштабные съёмки местности в ряде стран Европы. Эти съемки были еще очень примитивны, они выполнялись с помощью простейших инструментов, таких как компас, квадрант, мерный шнур и мерное колесо. Измерение расстояний производились только по дорогам, а все окружающие объекты местности наносились на карту глазомерно. Естественно, такие карты были весьма схематичны.

 

В начале 17 века были сделаны крупные успехи в практической астрономии и геодезии, послужившие основой дальнейшего развития картографии. К этому периоду относится изобретение Галилеем астрономической зрительной трубы (1609 год) – одной из основных частей всех геодезических угломерных и дальномерных инструментов. В 1616 году голландец Снеллиус произвел первые градусные измерения при помощи изобретенного им метода триангуляции. В дальнейшем этот метод измерения больших пространств получил широкое распространение. В 1647 году знаменитый физик Паскаль предложил ртутный барометр для определения высот. К этому следует добавить, что еще в 16 веке была изобретена мензула.

 

Все это обеспечивало возможность производства более точных градусных измерений, построения геодезической основы и создания подробных топографических карт на обширные географические районы.

 

Должен обратить ваше внимание на чрезвычайно интересный факт. Особый интерес представляют так называемые «морские карты», бывшие в употреблении у островитян Океании. Жители Маршалловых островов с незапамятных времен бороздили на каноэ безбрежные просторы Тихого океана. А ведь они понятия не имели даже о компасе. Но и у них были свои карты. Выглядели они необычно: на каркасе из пальмовых листьев закреплялись лианы, палочки и раковины. Прошло много лет, пока иноземцы узнали тайну этих карт. Оказалось, что палочки обозначают гребни океанских волн, а раковины – острова. Внимательно наблюдая за океаном на протяжении многих поколений, островитяне заметили, что встречая на своем пути землю, волны отклоняются  от прежнего пути меняют свои очертания. Значит, наблюдая за волнами, можно найти путь к земле.

 

Многочисленные географические описания и карты, или, как их тогда называли, «чертежи разных земель», начали создаваться в России со времени формирования и роста централизованного Московского государства. Такие описи и чертежи находились в Посольском приказе, возглавлявшем внешние сношения, и Разрядном приказе, ведавшем обороной страны. К величайшему сожалению, эти карты давно утрачены, и до наших времен дошли лишь описи карт, из которых явствует, что уже в 15 и 16 веках в России имелись многочисленные чертежи-планы пограничных крепостей и городов, границ с соседними государствами и карты обширных внутренних районов страны.

 

Из исторических документов видно, что в допетровской России разнообразные съемки земель производились не специалистами-съёмщиками, а служилыми людьми, выполнявшими те или иные поручения в различных районах страны. Чертежи земель не имели никакой градусной сетки или проекции и составлялись глазомерно без инструментальных измерений. Все эти многочисленные чертежи служили исходным материалом для составления различных сводных карт территории России.

 

Так, например, во 2-й половине 16 века была создана первая рукописная карта Московского государства примерно в масштабе 1:1 800 000 – так называемый «Большой чертеж». Это была дорожная карта, на которой с большой для того времени подробностью были показаны все более или менее значительные населенные пункты, реки, важнейшие дороги. Карта охватывала территорию от Днепра и Западной Двины на западе, до Оби и Енисея на востоке и до Бухары и Грузии на юге.

 

К сожалению, «Большой чертеж» не сохранился, но до наших дней дошла «Книга Большому чертежу» – подробное описание содержания и оформления этого знаменитого памятника древней русской картографии.

 

О высоком уровне развития русской картографии в 16 и 17 веках известно и из других источников. В этот период в европейских странах издавалось много географических карт, на которых имелось подробное изображение России. Источником для составления этих карт нашей территории, как правило, служили русские карты, вывозившиеся за границу иностранцами, посещавшими Россию, а также русскими и иностранными дипломатами. Присоединение Сибири к России и её хозяйственное освоение сопровождалось выдающимися географическими открытиями. Поход Ермака в 1581 – 1584 годах положил начало присоединению к Русскому государству народов Западной Сибири, а уже в 1639 году земрепроходец Иван Москвитин вышел к берегам Тихого океана. В 1648 году Семен Дежнев морем обогнул крайний севепо-восточный мыс Азиатского материка, и в тот же период с 1643 по 1651 год Василий Поярков и Ерофей Хабаров исследовали земли по реке Амуру.

 

Многочисленные сибирские землепроходцы и мореплаватели не были топографами, но им неизменно поручалось составлять описание и карты открытых или посещаемых ими земель. В результате, в воеводских канцеляриях крупных сибирских городов того времени, таких, как Иркутск, Нерчинск, Тобольск, Якутск и других, к середине 17 века скопилось большое количество чертежей различных районов, позволивших тобольскому воеводе Петру Годунову в 1667 году составить первую схематическую карту всей Сибири. На этой карте, ориентированной на юг, подробно изображена речная сеть с озерами, водоразделами и волоками, соединившими речные системы Оби, Енисея, Лены и Амура, по которым обычно шли многочисленные торговых или промышленные экспедиции.

 

Эта первая сводная карта Сибири имела большое политическое значение. Она наглядно показывала, что земли Московского государства уже в 17 веке простирались на севере и востоке до побережья 2-х океанов, а на юге до границ с Китаем по Амуру и другим рекам.

 

До 18 века русские картографические произведения назывались ч е р т е ж а м и

 

Так как в те времена точные съёмки не производились, то расстояния на дорогах определялись по количеству дней в пути, а ориентирами служили водные пути – реки.