Поиск c металлоискателем в России ведет свою историю с далекого 1979 года, когда основатель компании Родонит Лев Булгак
привез из командировки в США первый металлодетектор.

Санкт-Петербург
Катушки
для металлоискателей

Помогаем выбрать лучшее.
Металлоискатели
для золота
самородного,
на пляже и пр.
Подводные
металлоискатели
подводный
металлоискатель
открывает
возможности
поиска на глубине
от 3 до 60 метров
Глубинные
металлоискатели
глубинный
металлоискатель
позволяет вести
поиск на глубине
до 6 метров
Арочные
металлоискатели
установка
в любом городе
России
Ручные
металлоискатели
государственная
сертификация
Археологический журнал «Родная старина» / № 01 – 2007

Стромынский тракт
Егор Иванов




Все дороги из Москвы начинаются от Кремля

Стромынский тракт, древняя, прямоезжая дорога, - исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад-юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней - во Владимирской области, в Ногинском и Щелковском районах Подмосковья, а также в Москве - это Измайловский лесной массив, Лосиный остров, Сокольники.
Дорога была зимняя, и пролегала она в то время единственно возможным путем. Стромынке тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами. Переселенцы передвигались водными путями. Историки Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев считали, что они были выходцами из северо-западных, Новгородских земель. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги и по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства и плодородные поля, вожделенную мечту земледельца.
Сначала на краю одного из полей, на берегу озера Неро, переселенцы основали город Ростов, известный из летописей с 862 г., а затем южнее, на краю другого поля, - приселок Ростова, город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются 10 столетием.
Переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья, постепенно прокладывали дорогу с востока на запад. Археологическая карта показывает, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди множества известных могильников местных славян-вятичей есть и могильник новгородских словен. Могильники кривичей отмечены в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей: они не заселяли земли к востоку от рек Клязьмы и Вори. На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой "окающий" говор, тогда как у вятичей говор был "акающий". Различие говоров сохранилось до нашего времени. Даже сейчас племенная граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком либо "окающие", либо "акающие".
Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже бывали раньше суздальцы, добираясь по воде. Туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Но это был тупик. Дальше находилась земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось "Землей Вятичей", а леса "Брынскими". Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-Восточную Русь киевские князья называли Залесской.
Владимир Мономах в своем "Поучении детям" писал, что прошел в Залесскую Русь "сквозь вятичей". Мономах прошел "Брынские леса" напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных племен. Происходило это примерно в 1101-1102 гг., когда он прибыл в Залесскую землю.
Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Можно предположить, что дорога в 11 в. была уже известна, а благодаря Мономаху в самом начале 12 в. получила продолжение на Киев.
Сын Мономаха Юрий, прозванный Долгоруким, князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путем на Киев, относительно мирно уладив проблему с вятичами. 12 век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил через теперь уже спокойные леса на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили в Залесье много новых поселений, городов и укреплений. В 12-13 вв. дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 г. бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.
Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В 14 в. особую роль сыграл "заступник земли русской" Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил почти всю Русь, улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды, но не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: в Киржаче и в Стромыни. Стромынский монастырь был основан в 1380 г. по обету и на средства великого князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром разрозненных русских княжеств, какой был во времена Батыя. Дмитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Русское войско разгромило врага наголову, но и само понесло большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место ему подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.
Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.
Но для решения проблем на востоке Москве требовались и другие такие дороги. На рубеже 15-16 вв. был проложен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород и Казань, названный Владимирским трактом. Эта дорога тоже стала исторической, но второй.
Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце 18 столетия в городе Шуе, селе Иванове и его округе возникла и стала быстро развиваться хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце 19 в. не была построена железная дорога Александров-Иваново.
Московская площадь, переулок и улица Стромынка, примыкающая к мосту через Яузу (где как бы заканчивалась Стромынская дорога), названы в память о древней дороге в конце 19 в.